Тема: «Покормите птиц зимой! »
Тип проекта: Информационно – практико - ориентированный.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Продолжительность проекта: с 1 ноября до 31 марта.
Участники проекта:Воспитатель, дети, родители.
Актуальность проекта. В холодное время года зимующие птицы страдают не столько от холода, сколько от голода. Доступной пищи становится все меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому некоторые птицы не могут пережить зиму и погибают.Анализ проведенных с детьми бесед показал, уровень знаний детей о зимующих птицах и оказании помощи птицам зимой недостаточный.Очень важно научить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению желания помогать птицам зимой.Проблема:В зимнее время многие птицы погибают, ведь им так трудно добыть корм - насекомых нет, ягод и семян тоже. Чем мы можем помочь им в это трудное время?
Формы реализации проекта:
• НОД; • дидактические, подвижные игры; игры - драмматизации
• беседы;
• рассматривание иллюстраций, открыток;
• изготовление кормушек
• работа с родителями.
Цель:
1. Закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживой и живой природы и роли человека в жизни птиц, научить правильно подкармливать птиц.
2. Привлечь внимание детей и родителей к проблемам сохранения природы.
3. Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
Задачи:
1. Расширить представление детей о зимующих птицах.
2. Обобщить знания детей о повадках птиц.
3. Воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать возникновению желания помогать им в трудных зимних условиях.
4. Прививать детям любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
5. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
6. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Предполагаемый результат:
1. Расширятся знания детей о внешнем виде птиц, их названиях и образе жизни, о приспособленности к жизни в зимний период.
2. Желание и готовность участников проекта помогать птицам
3. Умение сравнивать птиц, выделяя общее и отличия в поведении, способах добывания пищи.
4. Расширение словарного запаса детей.
5. Приобщение к совместной деятельности родителей.
Продукт:
Выставки рисунков, аппликаций, поделок детей.
Альбом «Зимующие птицы».
Альбомы загадок и стихов о зимующих птицах.
Изготовление «Кладовой для корма».
Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир зимующих птиц».
Кормушки сделанные родителями с детьми. Копилка игр по теме. Конспекты НОД.
Подготовительная работа:
Изготовление альбома «Птицы нашего края».
Содержание работы:
1 Познавательное развитие (Развитие речи) «Птицы зимой»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, развивать умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; уточнить представления детей о том, чем питаются птицы зимой; развивать речь, внимание, память, мышление; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, к птицам; воспитывать звуковую культуру речи. (Воспитатель, дети.)
2 Художественно- эстетическое развитие (лепка) «Птицы»
Цель: Закрепить у детей знание о характерных признаках птиц (модели). Создание объемного образа птицы. Закреплять умение передавать в лепке характерные признаки птицы, соотношение частей по величине, форме. Развивать навыки использования знакомых приемов лепки: раскатывание прямыми движениями круг, овал (туловище, голова) ; прием оттягивания (шея, хвост) ; обозначать стекой крылья, глаза. Вызывать у детей сочувствие к зимующим птицам и желание угостить их. (Воспитатель, дети.)
3 Художественно- эстетическое развитие (Рисование) «Птичка»
Цель: Учить рисовать птичку. Развивать умение передавать в рисунке строение птицы: расположение частей и отношение их по величине. Упражнять в закрашивании (Воспитатель, дети.)
4 Познавательное развитие (Окружающий мир) «Кто как готовится к зиме»
Цель: Показать зависимость живой и неживой природы. Закрепить знание кто как зимует, воспитывать бережное отношение к живому, желание помогать птицам и животным в трудный для них период (Воспитатель, дети.)
5 Развитие речи «У кормушки»
Цель: Развивать умение детей составлять рассказ, с помощью педагога выделять его начало, середину и конец. Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении. Побуждать активно употреблять в речи распространенные и простейшие виды сложноподчиненных предложений. Развивать умение находить средства выражения образа в мимике, жестах и интонациях. Расширять представления детей о зимующих птицах. Активизировать в речи детей предлоги: над, под, в, около и т. д. (Воспитатель, дети.)
6 Познавательное развитие (Окружающий мир) «Покормите птиц зимой»
Цель: Расширять и активизировать словарь детей, закреплять в речи названия зимующих птиц, особенности их строения и питания, обобщающего понятия "Зимующие птицы" Развивать психические процессы, мелкую моторику рук, через игровые задания. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, побуждать беречь и ухаживать за птицами зимой. (Воспитатель, дети.)
7 Дидактическая игра «Накорми птиц»
Цель: Расширить знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности. (Воспитатель, дети.)
8 Дидактическая игра «Зимние гостьи»
Цель: Активизировать в речи пространственные термины и предлоги. (Воспитатель, дети.)
9 Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Классификация птицы звери (Воспитатель, дети.)
10 Дидактическая игра «Верю – не верю»
Цель:Закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой. (Воспитатель, дети.)
11 Игра - инсценировка “Узнай птицу! ”
Цель: Развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых. (Воспитатель, дети.)
12 Игра-диалог «Чем питаются зимующие птицы? »
Цель: Закрепить знания детей о рационе питания зимующих птиц, развивать речь, мышление. (Воспитатель, дети.)
13 Подвижная игра «Филин и пташки»
Цель: Развивать умение детей подражать птичьим голосам. (Воспитатель, дети.)
14 Подвижная игра «Перелёт птиц»
Цель: Развивать реакцию на словесные сигналы ведущего. Упражнять в беге. (Воспитатель, дети.)
15 Подвижная игра «Совушка»
Цель: Развивать у детей внимание, умение выполнять движения по условному сигналу. Упражнять детей в беге. (Воспитатель, дети.)
16 Подвижная игра «Вороны»
Цель: Обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность. (Воспитатель, дети.)
17 Подвижная игра «Воробьи и кот»
Цель: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей. (Воспитатель, дети.)
18 Чтение. Стихи: А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко»
Цель:Развитие поэтического слуха, внимания, любви к природе. Воспитывать интерес к чтению, поэтическому слову. Обобщение знаний о различных видах птиц. Продолжать формировать у детей понятие «зимующие птицы», развивать эмоциональную отзывчивость. (Воспитатель, дети.)
19 Чтение и разучивание стихотворения З. Александровой «Новая столовая»
Цель: Развивать память, речь, учить детей читать стихотворение выразительно; прививать любовь к птицам. (Воспитатель, дети.)
20 Знакомство с фольклорными формами (о птицах) Народные приметы, песенки-потешки, загадки.
Цель: знакомить детей с разными литературными жанрами. Познакомить детей с народными приметами, развивать умение разгадывать загадки, развивать логическое мышление, память. Закрепить знание характерных признаков и отличительных особенностей разных птиц. (Воспитатель, дети.)
21 Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель: Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.(Воспитатель, дети.)
22 Наблюдение за птицами у кормушки, птичьи следы.
Цель: Вызвать у детей желание заботиться о птицах, прививать к ним любовь; закрепить названия птиц, правила кормления. (Воспитатель, дети.)
23 Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, фотографии, просмотр презентации, фильмы.Настольно-печатные игры, рамки-вкладыши, трафареты, раскрашивание силуэтов птиц и в раскрасках.
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей. (Воспитатель, дети.)
24 Изготовление кормушек.
Цель: Вызвать у детей желание накормить птиц, привлечь к совместной деятельности родителей. (Воспитатель, родители, дети.)
25 Фотовыставка «Как мы птицам помогали»
Цель: Продолжать развивать умение детей по фотографиям составлять рассказ о том, как они кормили птиц зимой, мастерили кормушки. (Воспитатель, родители, дети.
26. Организация выездного мероприятия в зоосад для участия в акции "Покормите птиц"
Цель:привлечение внимания дошкольников к проблемам зимующих птиц; воспитание любви и ответственного отношения к природе родного края. (воспитатель, родители, дети)26 Папка передвижка «Поможем птицам перезимовать» (Воспитатель)
27 . Проведение досуга "Путешествие в зимний лес"
Цель: Закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживой и живой природы и роли человека в жизни птиц, научить правильно подкармливать птиц.